Что сделал для Смоленска начала ХХ века Иван Хозеров?

Историк, и археолог, и инженер-строитель, и архитектор, и художник, и писатель-мемуарист Иван Хозеров и его неисследованное влияние на Смоленск

Иван Хозеров и Дом ИТР / Фото: pastvu.com и архив Демьяна Валуева
Иван Хозеров и Дом ИТР / Фото: pastvu.com и архив Демьяна Валуева

😃«Иван Хозеров сейчас очень занимает моё воображение», – сказал Ольге Ефимкиной во время интервью историк Демьян Валуев. А потом назвал этого человека «смоленским Леонардо да Винчи». И вот с тех пор наше воображение тоже стало им занято. Кто такой Хозеров и чем эта фигура так притягательна?

☺Наш земляк Иван Макарович Хозеров занимался самыми разными вещами: он и историк, и археолог, и инженер-строитель, и архитектор, и художник, и писатель-мемуарист. Время его активной деятельности приходится на 20-40-е гг. прошедшего века. А родился Хозеров, кстати, в 1889 г. – 140 лет назад.

Церковь Петра и Павла в Смоленске, которую обследовал Иван Хозеров
Церковь Петра и Павла в Смоленске, которую обследовал Иван Хозеров

✅✅✅Поразившие нас факты из его биографии ✅✅✅

💡Работая в областной музейной системе, он имел возможность обследовать смоленские памятники архитектуры XII в. и установил параллели между ними и белорусскими древними храмами, которые тоже активно изучал. В частности, позже в Витебске именно благодаря обмерам Хозерова удалось восстановить взорванную Благовещенскую церковь.

💡Написал работу, посвящённую знакам и клеймам на плинфе древнейших смоленских храмов (об этом мы писали ранее вот тут https://vk.com/public145703621?w=wall-145703621_579).

Клейма на плинфах, которые исследовал Иван Хозеров / Брошюра Хозерова
Клейма на плинфах, которые исследовал Иван Хозеров / Брошюра Хозерова

💡Обошёл, тщательно осмотрел, обмерил и описал, в том числе с технологической точки зрения, Смоленскую крепостную стену. В этой работе ему помогала жена Елена Ивановна. Полученные данные легли в основу книги, изданной в начале 30-х гг.

💡Установил, что первоначально смоленская крепость была окрашена в белый цвет.

💡Нашёл остатки кирпичеобжигательной печи недалеко от крепостной стены.

💡Обнаружил церковь на Окопном кладбище и ряд других древних смоленских руин.

Смоленский сельхозинстиут
Смоленский сельхозинстиут

💡Из-за публикации в заграничном сборнике, Хозеров попал в немилость к властям и был вынужден уйти из музея. Однако как прекрасный профессионал тут же нашёл себе другую работу в областной конторе строительного контроля, где занимался и проектированием зданий. В частности, его здания строились в Беларуси (Дубровно) и Брянске. Были они и в Смоленске, например, здание сельскохозяйственного института (см. фото), которое располагалось на месте современного почтамта. Был задействован вместе с другими архитекторами и инженерами в строительстве Дома печати.

💡Продолжил работать с памятниками архитектуры, и не только смоленскими. Изучал Нило-Столбенскую пустынь в Тверской области. Нашел в библиотеке смоленского пединститута рукопись, в которой были указаны имена тех, кто её строил (рукопись сейчас найти не удается).

Мавзолей Барышниковых в Николо-Погорелом
Мавзолей Барышниковых в Николо-Погорелом

💡Собрал материал о мавзолее Барышниковых в Николо-Погорелом (Сафоновский район Смоленской области). Установил документально, что его строил крепостной зодчий Яков Жданов.

💡Работал как художник, его картины выставлялись. Создал смоленское кооперативное товарищество художников – отделение соответствующего всесоюзного. Инициировал создание местного союза архитекторов, вёл при нем рисовальный кружок, чтобы ставить архитекторам руку.

💡На Спасском холме, нынешняя улица Реввоенсовета, во время прокладки канализации обнаружил остатки стены из плинфы. По размерам кирпича и знакам установил, что она относится примерно к тому же периоду, что и церковь на Смядыни – XII в. (Об этом планируем написать подробнее позже).

💡Перед войной вместе с другим архитектором Феофановым обошел Смоленск с фотоаппаратом: они собирали материал для альбома «Уходящий Смоленск». Где эти материалы, сохранились ли – неизвестно.

💡Написал работу «Чугунно кружево Смоленска» – о кованых изделиях в городе.

💡«Когда началась война, в первую же бомбёжку дом, где жил Хозеров, сгорел, погиб его богатейший архив и рукописи, в том числе, – рассказывает Демьян Валуев. – Дом этот, построенный в стилистике конструктивизма, кстати, находился напротив Лопатинского сада на современной улице Пржевальского (см. фото). Находясь в эвакуации в Казахстане, Хозеров попытался восстановить бумаги по памяти. В частности, статью о сложении архитектурных форм Смоленского кремля. Говорят, что эта рукопись, написанная на оборотах этикеток от тушёнки и плакатах, некоторое время назад лежала в нашем смоленском Союзе архитекторов. Где она сейчас, неизвестно. Вероятно, утрачена и его работа о чугунном «кружеве» Смоленска – оградах и других кованых изделиях на городских улицах».

💡Находясь в Казахстане, занимался изучением резьбы деревянных домов Семипалатинска.

💡В 1944 г. он переехал в Москву и работал в Академии архитектуры.

💡В 1946 г. перебрался в Минск, куда его пригласили на должность начальника отдела охраны памятников при управлении архитектуры и строительства Совета министров БССР.

💡Исследовал Коложскую церковь XII века в Гродно, вёл исследования в Полоцке.

💡Умер в 1947 г. в Минске. Недавно Демьян Валуев обнаружил в этом городе на Военном кладбище забытую могилу Хозерова, за которой длительное время никто не ухаживал. Уход за ней теперь взяло на себя наше смоленское общество краеведов.

💡«В Смоленске живут Хозеровы, я хочу попытаться связаться с ними, возможно, они родственники Ивана Макаровича. Надеюсь, они смогут помочь выйти на след каких-то его неопубликованных рукописей и документов, помогут прояснить детали его судьбы», – говорит историк Валуев.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ